Сопоставление налоговой системы с 10-тью принципами

Сопоставим существующую сегодня саму налоговую систему нашей страны с десятью фундаментальными типичными принципами налогообложения. Получаем:

  1. Во-первых, конечно же, справедливость. О полноформатном соблюдении этого принципа говорит объем «тенизации» экономики нашей страны - 55% - полное несоблюдение принципа;
  2. Определенность - срок, способ и сама сумма платежей налоговым законодательством определяются, но могут в любой момент пересматриваться налоговыми службами на местах - здесь частичное соблюдение принципа;
  3. Удобство - аналогично к предыдущему;
  4. Экономия - чрезвычайная раздутость аппарата налоговых служб, низкая производительность его работы не выдерживает никакой критики - полное несоблюдение принципа;
  5. Принцип этичности – то есть принцип «неприкосновенности» при налогообложении (замораживание счетов, опечатывания помещений) - массовое, повсеместное явление отечественной действительности, а о соизмеримости самого налогообложения частично свидетельствует резкое разграничение граждан по доходам - полное несоблюдение принципа;
  6. Экономическая полноформатная эффективность – это, разумеется, эффективное распределение поступивших ресурсов при целенаправленном (хотя и вынужденном) изъятии налоговой системой практически всех оборотных средств предприятий абсолютно невозможно - полное несоблюдение принципа;
  7. Гибкость - скорость реагирования налоговой системы проявляется только при необходимости придумывания новых форм налогов, базы самого налогообложения для дополнительного изъятия средств еще работающих предприятий с целью латания дыр бюджета - полное искажения принципа;
  8. Политическая (а другими словами – социальная) ответственность – это целесообразность своих налоговых выплат не видит, наверное, ни один гражданин страны, смотря на то, как и куда «тратятся» государственные средства - полное несоблюдение принципа;
  9. Принцип целесообразности изменеий - появление новых и повышения ставок действующих налогов – это результат экономического спада и необходимости покрытия недоимок в бюджет - прямое нарушение принципа;
  10. Нетронутая стабильность - нарушается ежегодно, практически ежеквартально - полное несоблюдение принципа.

Нестабильность налогового законодательства, с одной стороны, полноценно увеличивает риск самой предпринимательской деятельности, - благодоря чему возрастает большой риск ликвидации предприятия, - отчего становится фактором выхода предприятия в "тень", а с другой, - снижает надежность прогноза бюджетных доходов.

Итак, из десяти основополагающих принципов, определенных вышеизложенной экономической теорией по опыту и потребностям нынешнего дня, в нашей стране лишь некоторые частично соблюдаются, а остальные - нет, из которых некоторые - грубо нарушаются.

Строить налоговую систему на таких принципах, понятно, значит обрекать экономику страны на постоянно действующую стагнацию.

Поэтому, налоговая политика нашего государства должна быть направлена, на первом этапе, на приведение налоговой системы к фундаментальным принципам налогообложения, которые были установлены выдающимися учеными, испытанные временем, проверенные положительным опытом ведущих стран мира.