Ведение налогового учета. Составление налоговой отчетности

Особой разновидностью финансового учета в хозяйствующей организации является учет для решения задач налогообложения. Перманентный налоговый учет должен организовываться как информационная система, позволяющая осуществлять следующие процедуры в отношении данных, необходимых для налогообложения деятельности предприятия:

  • сбор (получение) нужной информации;
  • обработка и интерпретация полученных данных;
  • систематизация обработанных данных в специальных регистрах;
  • анализ данных с точки зрения налогообложения;
  • осуществление необходимых вычислений и расчетов;
  • обобщение данных в виде отчетов;
  • накопление данных по мере их поступления;
  • хранение информации, а также обеспечение возможности обращения к ней, если это необходимо.

Выполнение этих процедур – прерогатива грамотного и компетентного специалиста. Организация и правильность ведения перманентного налогового учета на каждом конкретном предприятии является сферой ответственности менеджмента данного предприятия.

Налоговый учет для предприятия может рассматриваться и восприниматься следующим образом

  1. В аспекте законодательства, ведение перманентного налогового учета является обязанностью предприятия как добросовестного плательщика налогов;
  2. Как элемент организации, систематический налоговый учет являет собой специфический инструмент финансового и хозяйственного управления предприятием, в существенной мере предопределяющий специфику его деятельности.

Следует отметить, что сложность и нестабильность российского налогового законодательства обуславливают значительную трудоемкость процессов, связанных с ведением налогового учета и подготовкой налоговой отчетности. В России особенность налогового учета на предприятии заключается в его тесной и, в то же время, не всегда однозначной связи с бухгалтерским учетом и сопровождением. На практике нередко возникают ситуации, когда хозяйственная операция рассматривается в системе налогового учета иначе, чем в бухгалтерском учете (особенно это касается такого аспекта как учет финансового результата). Подобная несогласованность встречается довольно часто, что в значительной степени и является причиной столь существенных затрат труда на учетную деятельность, о которой уже упоминалось выше. 

В России порядок и основные принципы учета для задач налогообложения регламентируются многочисленными разделами Налогового Кодекса – документа, достаточно сложного с точки зрения восприятия и осмысления.

Плательщики налогов должны осуществлять систематический учет совершаемых ими хозяйственных операций в аспекте полученных доходов и понесенных затрат (а также учет других объектов налогообложения) с целью определения налогооблагаемой базы и налоговых платежей.

Налоговый учет предполагает необходимость обязательного документального подтверждения в отношении каждой хозяйственной операции.

Результаты налогового учета должны находить свое конкретное отражение в системе налоговой отчетности. Периодичность, формы составления и правила подготовки налоговой отчетности также регламентируются законодательством. В установленные сроки налоговая отчетность должна предоставляться в налоговую службу.