Гармонизация налогообложения в интересах её участников

На протяжении развития теории и практики фиска (государственной казны, совокупности финансовых ресурсов государства) человечество смогло оправдать в своем сознании целесообразность функционирования налогов, изменив их понимание из принуждения со стороны государства на осознанную, объективную необходимость. Но даже при сознательном понимании общественной потребности в налогах, к тому же, свойственном далеко не всем плательщикам, есть проблемы, связанные с их взиманием.

Благодаря присущим налогам социально-экономическим чертам они затрагивают интересы государства, налогоплательщиков и отдельных граждан, получающих общественные блага. Интересы перечисленных субъектов налогообложения являются обычно противоположными.

Государство стремится обеспечить максимум доходов, налогоплательщики - минимизировать затраты на налогообложение, а граждане - получить как можно больше общественных благ. Несовпадение интересов субъектов налогообложения побуждает государство осуществлять налоговую политику, которая будет максимально удовлетворять потребности всех сторон налогообложения. В процессе развития теории и практики фиска для этого создают новые формы налогов, способы и механизмы их взимания. Вместе с тем, расширяется сфера действия налогов.

На современном этапе развития общества, очерченные проблемы касаются не только внутригосударственного налогообложения. Но и выходят за пределы национальных границ, воздействуя на внешнеэкономическую политику государства. Вопросы, связанные с несогласованностью интересов участников налоговых отношений, решают, гармонизируя взимание налогов.

Исследованием проблемы согласования интересов субъектов налогообложения занимались многие отечественные и зарубежные ученые.

Отдавая должное научным достижениям указанных специалистов, заметим, что выбранная проблематика исследования не потеряла актуальности и сейчас. Причиной неполноты научно-теоретического исследования в области гармонизации налогообложения является то, что развитие фиска выводит сегодня вопрос налоговых взаимоотношений на качественно новый уровень. Базисом здесь служат, прежде всего, мотивационные основы налогоплательщика как экономически мыслящего человека. А надстройкой - роль государства как участника налогового процесса внутри страны и в представлении его фискальных интересов на международной арене.

До развития международных интеграционных процессов, проблемы согласования интересов субъектов налогообложения возникали, и их решали на уровне государства. Теперь, с распространением явления межгосударственной налоговой унификации, при осуществлении налоговой политики государства необходимо учитывать влияние тенденций налогообложения межгосударственных интеграционных группировок. Поэтому основная проблема гармонизации налогообложения заключается в согласовании интересов субъектов налогообложения на уровне отдельного государства в неразрывной взаимосвязи с международными тенденциями фиска.

Необходимость гармонизации налогообложения появилась одновременно с возникновением налогов как постоянного явления в жизни общества. Вопрос гармонизации налогообложения для нашей страны является особенно важными. Это связано, прежде всего, с тем, что институт налогов в нашем государстве возник лишь в конце XX в. и поэтому в обществе нет высокой фискальной дисциплины.